Обучение второму иностранному языку (английское сокращение SLA или L2 acquisition) это процесс изучения второго языка после того как первый уже усвоен. Процесс обучения второму иностранному языку можно разделить на пять этапов: репродукция или подготовительный этап, раннее продуцирование, истоки речи, промежуточная беглость речи, и беглая речь.
Первый этап репродукции, также известный как период молчания. Учащиеся на данном этапе обладают пассивным словарным запасом до 500 слов, но они еще не говорят на втором языке. Не все учащиеся проходят через период молчания. Некоторые учащиеся начинают говорить сразу, хотя их речь может состоять из подражания, а не творческого использования языка. Другие могут быть обязаны говорить с самого начала в рамках языкового курса или программы обучения. Для учащихся, которые проходят через период молчания, он может длиться от трех до шести месяцев.
В ходе второго этапа процесса обучения второму иностранному языку учащиеся могут говорить короткие фразы из нескольких слов. Они могут также запоминать фразы-клише и устойчивые обороты, хотя они могут допускать ошибки при их использовании. Учащиеся, как правило, имеют как активный так и пассивный словарный запас около 1000 слов. Этот этап обычно длится около шести месяцев.
На третьем этапе словарный запас учащихся увеличится до 3000 слов, а разговор состоит из простых вопросов и фраз. Они часто делают грамматические ошибки. На следующем этапе, этапе промежуточной беглости речи учащиеся увеличивают свой словарный запас до 6000 слов, и могут использовать более сложные структуры предложения. Они уже могут поделиться своими мыслями и мнениями, но допускают ошибки в более сложных структурах предложения.
Заключительным этапом является беглая речь, который, как правило, достигается в промежутке от пяти до десяти лет изучения языка. Учащиеся на этом этапе владеют языком на уровне, близком к родному языку.
Дети легче усваивают как первый так и второй иностранный языки, потому что у них нет прежде всего психологического барьера, зажатости в общении и внутренней установки на сложность усвоения языка. Но ученые Института дипломатической службы (FSI) в Госдепартаменте США установили, что любой человек может усвоить один и более языков в любом возрасте, для этого нужно только много практики! Вот почему языковая среда намного облегчает процесс освоения иностранного языка.
Конечно, каждый задается вопросом – какой же способ изучения второго языка наилучший? Существует много факторов, которые помогают в овладении вторым языком, например следующие:
- на этом языке разговаривают дома;
- несколько возможностей практиковаться на втором языке;
- внутренняя мотивация учащегося;
- понимание своей мотивации (напр, для школы, для работы, для общения с друзьями)
Существуют различные способы, чтобы ввести второй язык:
- по месту (например, на английском говорят только в школе, а на французском говорят только дома)
- по теме (например, на французском языке говорят только во время еды, а на испанском языке говорят в школе или на работе)
- по собеседнику (например, мама будет говорить только на немецком языке, и папа говорит на английском только)
Способность человека использовать второй язык будет зависеть от способности его семьи разговаривать более чем на одном языке. Если такой возможности нет, то важно, чтобы была обеспечена сильная языковая модель, то есть языковая среда. А еще лучше языковая среда, управляемая преподавателем.