TPR или учим английский активно
Когда мы начинаем думать об обучении наших детей английскому, порой можно запутаться в разнообразии методов, которые предлагаются в языковых школах. Если традиционная методика преподавания более-менее понятна (информация подается в виде текста, с использованием аудио, видео и наглядностью), то что такое TPR – остается загадкой.
Student engagementin learning is the product of motivation and active learning.
Участие ученика в обучении является продуктом мотивации и активного обучения.
~Elizabeth F. Barkley
TPR (Total Physical Response) – метод полного физического реагирования нацелен на восприятие языка через органы чувств и подходит для кинестетиков, аудиалов и визуалов.
История возникновения TPR
При обучении ребенка c помощью метода TPR взрослые нередко сами становятся участниками обучения.
TPR появился в 60-70-х годах прошлого века, когда профессор психологии Джеймс Ашер, наблюдая за малышами, которые осваивали свой первый язык, заметил, что вначале дети выполняют команды взрослых, а потом уже начинают говорить. Он сделал вывод, что лучше всего новые слова и фразы можно запомнить, если подкреплять знания действиями.
Изначально метод TPR предназначался для взрослых и основывался на теории о полушариях, согласно которой, левое полушарие мозга ответственно за абстрактно-логическое мышление и языковые способности, а правое – за мышление, творчество и интуицию. Ашер предложил задействовать при изучении языка правое полушарие, а не только левое.
Сейчас эта теория устарела и наши полушария работают практически одинаково. Но метод полного физического реагирования остался.
Как работает метод TPR?
Инсценировать известную сказку про Пряничного Человечка и выучить много новых слов будет намного интереснее, если все персонажи сделаны своими руками.
Суть метода заключается в запоминании новых слов, фраз и лексических конструкций с помощью жестов, выполнения команд, пантомимы и игры. Например, на слово ball (мяч) дети изображают сам предмет и игры с ним. Таким образом можно выучить огромное количество слов, запоминая их ассоциативно.
У дошкольников и детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление, им тяжело проводить параллели между русским и английским, тем более переводить. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.
Когда следует применять TPR?
Основное правило TPR: нельзя понять то, чего ты не сделал сам. На занятиях ученики не являются пассивными слушателями, они активно вовлекаются в образовательный процесс: повторяют слова, фразы с разной интонацией, движениями, придумывают свои игры, танцуют. Глаголы движения таким образом учатся на ура. При таком запоминании задействуется наглядно-образное мышление и приводить дополнительные объяснения или параллели с родным языком не требуется, достаточно вспомнить слово и жест или картинку, которая его характеризует.
TPR можно и нужно применять для решения множества задач:
- отработать лексику, связанную с движениями (go, smile, bow, jump) и частями тела (head, nose, eye, back);
- активизировать временные конструкции (Every morning I get up, I wash my face, I make breakfast);
- выучить выражения классного обихода и команды (Open your books, stand up, close you eyes);
- инсценировать рассказы и истории;
- для релаксации и смены деятельности во время физпаузы.
Как метод TPR выглядит в действии?
Например, можно инсценировать известную сказку про Пряничного Человечка, выучив по ходу действия много новых слов. Для наглядности можно вместе с детьми сделать фигурки Пряни из картона, пластилина или теста.
Или можно выучить песню-разминку Head and Shoulders (нет, это не реклама шампуня).
Английский вариант | Перевод на русский |
---|---|
Head and Shoulders, Knees and toes, knees and toes, Head and Shoulders, Knees and toes, knees and toes, Eyes and ears, mouth and nose, Head and Shoulders Knees and toes, knees and toes. |
Голова и плечи, Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног, Голова и плечи, Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног, Глаза и уши, рот и нос, Голова и плечи Колени и пальцы ног, колени и пальцы ног |
Слова вообще не нужно переводить – просто пойте и показывайте части тела на себе. Дети быстро и легко их запомнят.
Плюсы использования TPR
TPR – идеальный способ выучить новые слова без зубрежки и проверочных диктантов.
Конечно, как и в любом методе, в этом есть свои плюсы и минусы. Вначале рассмотрим положительные стороны использования TPR:
- Дети лучше всего запоминают то, что весело и интересно (да и многие взрослые тоже) Поэтому игры и смена ролей с ученика на учителя способствуют непроизвольному запоминанию новых слов, фраз и дальнейшему их употреблению в речи.
- Задания на TPR могут играть роль физкульт-минуток, не дают детям заскучать и всегда интересны.
- С помощью этого метода можно разыграть практически любую песню, сказку, историю и она запомниться намного лучше без всякой зубрежки.
- TPR можно применять даже в больших классах, не боясь, что кому-то это может не понравиться.
Минусы использования TPR
Будьте готовы, что взрослые не готовы играть. Они предпочитают традиционное обучение, зубря правила и отвечая на вопросы учителя.
А теперь, остановимся более подробно на минусах, которые, к сожалению тоже есть:
- Главным минусом этого метода является регидность мышления взрослого человека, неприятие чего-то нового и на первый взгляд, странного. Да и поначалу, физически сложно весь урок или часть его провести в движении, выдумывать движения, заряжать всех детей хорошим настроением и желанием играть.
- Также в ходе занятий нужно использовать дополнительный материал, который нужно заранее подготовить и принести (а это могут быть не просто бумажные материалы, но даже куклы и целый театральный реквизит).
- Существенным минусом TPR является то, что его практически нельзя использовать при изучении грамматики. Ведь как можно показать правило? Хотя автоматизировать некоторые грамматические структуры возможно.
- И, наконец, взрослым людям достаточно сложно, и вовсе не изучать язык, как это делают дети – в игре и в движении.
Метод TPR и занятия английским по скайпу
Во время долгого сидения перед экраном компьютера, ребенок устает и хуже запоминает информацию.
Прочитав эту статью, скептики подумали, что метод TPR нельзя применить в онлайн обучении. Со всей уверенность заявляем- можно и нужно, особенно работая с детьми по скайп.
Стоит ли говорить, что во время долгого сидения перед экраном компьютера, ребенок устает и хуже запоминает информацию. Слушая объяснения учителя, маленькие непоседы все время норовят уронить ручку, почесать ножку, одним словом сделать любое объяснимое физическое действие, которая не спровоцирует гневного порицания родителей, внимательно наблюдающих за поведением своего чада: "Сиди тихо! Не вертись, у тебя же урок! Когда закончится, порезвишься!"
А ведь ребенку постоянно нужно чередование различных видов деятельности: почитал, побегал, поговорил, послушал. Взрослому человеку часто нелегко понять, что дети учат языки по-другому, не так как мы, взрослые. Если Вы хотите узнать ответ на этот вопрос, советуем прочитать статью Как дети учат иностранный язык.
Если ребенок откровенно начал скучать за компьютером, самое время применять метод TPR . Внимательный учитель сразу заметит, что ребенок устал и теряет интерес к происходящему на экране. Замаскированный призыв к действию «А давай немного поиграем, споем, потанцуем» сразу же выведет из полудремы маленького Обломова.
Важно, чтобы песня или рифмовка были интересны и соответствовали учебной задаче. В интернете достаточно анимированных ресурсов, чтобы выбрать одну из тысячи, которая заинтересует малыша. Изучаем тему про одежду? Смотрим и поем песенку о девочке и её любимом плюшевом медвежонке по имени Сью
Ребенок имитирует действия главных героев, показывает и называет вещи гардероба. Это намного веселее, чем просто сидеть и слушать учителя. Обычно ребенок проделывает все действия с удовольствием, не замечая того, что он учится. А ведь во время выполнения движений, прослушивания и проговаривания фраз, способность запоминать информацию увеличивается на 200%!
В заключение:
Как видите, метод TPR – очень интересный, креативный и увлекательный. Вы можете пробовать его с вашими детьми и увидите, как английский из скучного урока превратиться в любимое занятие.
Ниже вы найдете видео, где Герберт Пухта, автор нескольких популярных линеек учебников (Playway to English, Superminds, More, English in Mind и др.) и невероятно талантливый педагог, показывает как используется TPR для введения новой лексики на уроке для дошкольников.